Позвонить

+7 812 701 03 30


Закажите обратный звонок

График работы:

с 9:00 до 21:00
ежедневно
Свяжитесь с нами:

Ребенок перед экраном. Портится ли зрение от телефона у детей?

Посмотрим на ситуацию через нейробиологическую линзу! Впервые доказан вред длительного нахождения возле монитора или экрана телевизора для дошкольников. А так же портится ли зрение от телефона у детей?

Длительное нахождение возле экрана связано с замедлением развития головного мозга дошкольников и нарушает целостность мозговой информации.

За десять лет резко увеличилось время, которое дети дошкольного возраста, включая младенцев, проводят у экранов. Пожалуй, в каждой семье происходит именно так и возникает вопрос: портится ли зрение от телефона у детей? Если ребенка и не «сажают» специально для просмотра, чтобы занять, то и не прикладывают усилий, чтобы «вытащить за уши» из-за компьютера, планшета или телевизора и переключить на другое занятие. Исключение составляют единицы особо фанатичных родителей (что тоже не есть правильно).

портится ли зрение от телефона у детей

портится ли зрение от телефона у детей

Можно сказать, что всего за одно поколение, благодаря так называемому обширному «неконтролируемому эксперименту», пейзаж детства оцифровывался, влияя на то, как дети играют, учатся и формируют отношения. В дополнение к традиционным СМИ быстрое развитие портативных электронных устройств и носителей, доступность их покупки — создали беспрецедентный доступ к информации для детей раннего возраста, начиная с младенчества.

Технологические прорывы и потрясения 21 века в значительной степени опередили способность ученых охарактеризовать их влияние на детей. Это, в свою очередь стало камнем преткновения для беспокойства и искрой в пламени противоречий между родителями, педагогами и врачами.

В первых числах ноября 2019 года Журнал JAMA Pediatrics представил материал Американского Педиатрического Исследовательского Консорциума Нейровизуализации о том, что время, которое малыши от 0 до 6 лет проводят у экрана — непосредственно влияет на развитие их мозга в этот самый чувствительный период жизни. Это исследование является первым в своем роде, описывающим структурные нейробиологические корреляты использования средств массовой информации на основе скрининга мозга детей дошкольного возраста.

В ходе нового исследования в период 2017-2018 г.г. ученые Cincinnati Children’s Hospital (США) и Educational Neuroimaging Center (Израиль) под эгидой Американской Академии Педиатрии сканировали мозг детей 3-5 лет. Они выявили, что у тех, кто проводил у экрана свыше рекомендованного 1 часа в день без вмешательства родителей, были более низкие показатели развития белого вещества мозга. Именно белое вещество является ключевым для развития речи, грамотности и когнитивных навыков. Более низкие показатели микроструктурной организации и миелинизации участков белого вещества мозга влечет когнитивно-поведенческие риски.

«Это первое исследование, демонстрирующее связь между большим количеством времени, которое дети проводят у экрана, и меньшим уровнем развития структуры мозга и навыков у дошкольников. В первые пять лет жизни мозг очень пластичен, он «впитывает» все, формируя прочные связи на всю жизнь», — говорит ведущий автор исследования врач педиатр John S. Hutton. В своем интервью он особенно подчеркивает, что «не менее 90% детей уже в возрасте одного года проводят время у экрана».

Новое исследование инструментально показало, что:

  • Чрезмерно длительный просмотр телевизора связан с неспособностью детей концентрировать внимание и ясно мыслить.
  • Наряду с этим учащаются вредные привычки в еде, нарушения пищевого поведения и поведенческие проблемы.
  • Также были выявлены связи между чрезмерным количеством времени у экрана и задержкой речевом развитии, ухудшением сна.
  • Стоит добавить, что дети, которые много времени проводят у экрана, в основном растут без должного взаимодействия с родителями. По мнению авторов исследования, «там, где ребенок проводит у телевизора по 5 часов в день, родители обычно сидят у телевизора по 10 часов, а значит, у них остается мало времени на ребенка».
  • Особое беспокойство у ученых вызывает использование современных портативных устройств, которые часто кладут в кроватку ребенка.

В исследовании использовался специальный тип магнитно-резонансной томографии — диффузно-тензорная визуализация, который позволяет качественно рассмотреть белое вещество, отвечающее за формирование связей между различными частями мозга. Ученые изучали 47 здоровых детей со здоровым мозгом без патологии (27 девочек и 20 мальчиков). Все малыши еще не начали посещать детский сад или школу, не умели читать самостоятельно. Перед МРТ дети проходили когнитивные тесты, а их родители — заполняли анкеты по распорядку дня ребенка и времени, которое ребенок проводит у экрана.

Результаты показали, что в среднем дети проводили у экрана чуть более 2 часов в день. У детей, проводивших у экрана более часа без взаимодействия с родителями, было больше дезорганизованного и менее развитого белого вещества по всему мозгу. Результаты визуализации мозга согласуются и с результатами поведенческого и когнитивного тестирования.

Ученые отмечают, что речь идет не о каком-либо повреждении белого вещества головного мозга, а о его недоразвитости вследствие того, что ребенок пассивен, проводя время у экрана, что влияет и на развитие мозга. Авторы подчеркивают, что для развития когнитивных способностей в первые годы жизни крайне важно активное социальное взаимодействие.

О том, что бывает, если спать с не выключенным телевизором, читайте в материале «Ящик – зло» на сайте Специализированного медицинского центра ЭВО.

Источник: JAMA / Associations Between Screen-Based Media Use and Brain White Matter Integrity in Preschool-Aged Children

CNN / MRIs show screen time linked to lower brain development in preschoolers

Наверх