Позвонить

+7 812 701 03 30


Закажите обратный звонок

Адреса центров:

пр. Сизова, 21 ул. Марата, 14

График работы:

с 9:00 до 21:00
ежедневно
Свяжитесь с нами:

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА ПЕНСИИ? ЯЗЫК КАК НЕЙРОПРОТЕКТОР!

Изучение иностранного языка в пожилом возрасте улучшает работу головного мозга.

Все мы мечтаем в старости иметь крепкое здоровье и ясный ум. Это называется здоровым старением. Чтобы прекрасно себя чувствовать, надо быть увлеченным, занятым и нужным. Вопрос, чем увлечься – только на первый взгляд кажется элементарным: хочешь тортики пеки, хочешь картины рисуй, хочешь путешествуй, а хочешь – читай. На деле все оказывается много сложнее, найти хобби, интересное занятие, способное тебя увлечь, особенно для ранее работающего человека после выхода на пенсию – не так уж просто. Дамокловым мечом сверху нависает «деменция» и всем известное снижение умственных способностей в старости. Значит отвергать не нужно любые варианты – стоит попробовать!

Например, изучение иностранных языков (даже при отсутствии необходимости в таковом). Тем более, что итальянские исследователи выявили, что даже в пожилом возрасте изучение иностранного языка улучшает работу головного мозга. Более того, результаты своей работы итальянские нейробиологи и неврологи охарактеризовали очень высоко: «Эти результаты могут быть добавлены к современным нейробиологическим прорывам».

Головной мозг обладает способностью к регенерации и структурированию. Однако обязательным условием является то, что он используется и востребован. Особенно эффективный тренинг — изучение иностранного языка. Результаты исследования Кафедры нейробиологии, визуализации и клинических наук совместно с Кафедрой медицины и науки старения при University of Chieti-Pescara (Италия) и их коллег были опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience.

Экономические и социальные последствия патологического старения резко возрастают. Старение — основной фактор риска развития нейродегенеративных заболеваний и деменции. В современном обществе здоровое старение — цель, которая должна быть достигнута для предотвращения деменции в масштабах эпидемии. Следует изучить простые и доступные решения для снижения рисков, связанных со старением, как для благополучия самого человека, так и семьи, близких, друзей и лиц, обеспечивающих уход за пожилым человеком.

В течение всей жизни ряд факторов образа жизни, например, образование, артериальная гипертония, диета и депрессия, представляют собой модифицируемые переменные, которые существенно влияют на риск патологического старения. Было показано, что пожилые люди могут извлечь пользу из когнитивных и физических вмешательств. Компоненты социальной стимуляции и диеты вместе с изучением новых познавательных задач, даже на более поздних этапах жизни, делают человека более автономным в повседневной жизни и менее зависимым от лиц, обеспечивающих уход.

Изучение языка требует обширные нейронные сети и может стать мощным инструментом стимуляции нейропластичности. Нейробиологи смогли продемонстрировать, что нейропластичность наблюдается в головном мозге даже у пожилых людей и, таким образом, улучшает работу нейронных сетей.

Исследователи разделили 26 людей в возрасте от 59 до 79 лет на две группы без каких-либо предварительных навыков иностранного языка:

  • 13 пожилых людей посещали курс английского языка в течение 16 недель (120 минут в неделю);
  • остальные — не участвовали в программе изучения языка.

До и после программы все участники прошли обширное нейропсихологическое обследование:

  • глобальное обследование психического здоровья (Mini Mental State Examination);
  • оценка кратко- и долговременной памяти;
  • оценка внимания;
  • оценка владения и понимания родного языка;
  • оценка исполнительных функций;
  • оценка перекрестного связывания отдельных областей головного мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии в покое (фМРТ).

По результатам:

  • В интервенционной группе — показатели работы головного мозга несколько улучшились после окончания программы (оценка по MMSE 27,23 против 27,81),
  • В контрольной группе – показатели работы головного мозга ухудшились (29,35 против 28,28).
  • Улучшение глобального познания было отражено в фМРТ в более высокой функциональной связности трех областей мозга — правой нижней лобной извилины, правой верхней лобной извилины и левой верхней теменной доли.

Предыдущие исследования также показали, что изучение второго языка в зрелом возрасте влечет за собой функциональные изменения в головном мозге, может оказывать нейропротекторное воздействие, способствовать укреплению нейронных сетей и улучшать когнитивный резерв. По словам неврологов, через 4 месяца языковой подготовки пожилые люди улучшили функциональную связь областей головного мозга и глобальное познание по сравнению с их базовым состоянием.

Таким образом, обучение новому языку в пожилом возрасте может противодействовать снижению когнитивных способностей нашей бабушки или дедушки и использоваться в качестве нефармакологического подхода к стимулированию здорового старения.

А о том, как брак способен повлиять на продолжительность жизни супругов – читайте на сайте Специализированного медицинского центра ЭВО.

Источник: Frontiers in Neuroscience / Effects of Second Language Learning on the Plastic Aging Brain: Functional Connectivity, Cognitive Decline, and Reorganization

Наверх