Позвонить

+7 812 701 03 30


Закажите обратный звонок

Адреса центров:

пр. Сизова, 21 ул. Марата, 14

График работы:

с 9:00 до 21:00
ежедневно
Свяжитесь с нами:

ОТУПЕТЬ ОТ СМСок…

Использование электронных девайсов может вызвать трудности с пониманием научной информации.

Популяция земного шара все больше зависит от электронных устройств А у Вас уже тоже есть знакомые, общение с которыми возможно только в мессенджерах? Рядом есть люди, которые не звонят, а пишут сообщения, заметно избегая устной речи? А может быть мы говорим о Вас? Сколько смс Вы отправляете и читаете в сутки? Часто ли Вы читаете интересный Вам материал не в электронном виде? Полагаем, что ниже приведенная статья– для всех и каждого нашего читателя. Особенно полезно ознакомиться с выводами ученых тем, кто себя считает себя или хочет быть #хорошиеродители

По мнению американских исследователей Psychology and Center for Brain, Behavior, and Cognition и их коллег из Pennsylvania State University: чрезмерно частое использование электронных устройств (смартфонов, планшетов и т.д.) — может ослаблять активность тех областей головного мозга, которые являются ключевыми для понимания научных текстов. Результаты исследования опубликованы в Scientific Reports.

Как студенты получают знания, читая любой научный или пояснительный текст? В своем исследовании авторы изучили нейрокогнитивные основы структуры текстового знания, когнитивные различия отдельных читателей, особенности привычек чтения текстов и полученные результаты понимания от прочтенного. Исследование проходило с участием 51 студента. Для мониторинга мозговой активности участников авторы использовали функциональную магнитно-резонансную томографию. Студентам дали задание прочитать 5 научных статей, находясь в МРТ-сканере, охватывающих ряд тем точных и естественных наук: математики, астрономии, физики и экологии. Одновременно ученые отслеживали движения глаз участников, чтобы лучше понять, как читатели изучают научные тексты.

Мониторинг выявил, что частое использование электронных устройств негативно влияет на левую часть центральной доли мозга и нижнюю лобную извилину. По словам заместителя директора Института кибернауки и почетного профессора психологии, лингвистики, информационных наук и технологий, доктора Ping Li, именно данные области мозга играют важнейшую роль при:

  • обработке информации,
  • концентрации внимания.
  • понимании языка.

«Мы знаем, что нижняя лобная извилина задействована в процессе понимания лексического и грамматического значений слов. Эта область менее активна у людей, которые постоянно используют электронные устройства. Центральная доля связана с когнитивными задачами, такими как переключение внимания. Например, она активизируется, когда вы принимаетесь мечтать во время чтения текста, а школьный учитель или преподаватель ВУЗа внезапно просит вас обратить внимание на определенную часть текста».

  1. Обобщение информации. Как было установлено, постоянный обмен текстовыми сообщениями с помощью смартфона или чтение на планшете отрицательно влияет на активность упомянутых участков мозга, имеющих решающее значение для обобщения информации из нескольких источников.
  2. Структурирование информации. Описательные тексты, как в разделах учебников, обычно содержат информацию, которая иерархически связана с другими текстами. Чтобы ее усвоить, читателям необходимо обобщать несколько текстов и иерархически их структурировать. «Если люди ежедневно чрезмерно используют электронные девайсы, это может ослабить их способность иерархически структурировать информацию».
  3. Восприятие информации. Как предполагают исследователи, работа мозга похожа на тренировку мышц. При частом использовании только определенных мышц другие, которые задействуются редко, выраженно ослабевают. Аналогичная ситуация наблюдается и в областях головного мозга. Человек, который постоянно сканирует тексты в девайсах или пишет короткие фрагментарные сообщения, не тренирует способность воспринимать длинные концептуальные статьи, содержащие много идей и понятий.
  4. Многозадачность интеграции информации. «Если вы не можете понять иерархически структурированную информацию, вы не усвоите суть понятий. Научные теории и знания — это не случайное объединение предложений или фрагментов текста, а система ключевых понятий, организованная иерархически. У многих студентов сегодня возникают проблемы с восприятием таких знаний».

Данные выводы перекликаются с более ранним исследованием 2017 года, в котором было установлено, что люди, часто использующие электронные девайсы, менее успешно проходят тесты на понимание прочитанного научного текста.

«Важно отметить, что мы не установили причинно-следственную связь, а показали корреляцию между активностью двух областей мозга и чрезмерным использованием смартфонов и планшетов».

РЕЖИМ МНОГОЗАДАЧНОСТИ. КАК МОЗГ КОДИРУЕТ СИГНАЛЫ? — читайте на сайте Специализированного медицинского центра ЭВО.

Источники: Scientific Reports / Neurocognitive Signatures of Naturalistic Reading of Scientific Texts: A Fixation-Related fMRI Study

Наверх