Позвонить

+7 812 701 03 30


Закажите обратный звонок

Адреса центров:

пр. Сизова, 21 ул. Марата, 14

График работы:

с 9:00 до 21:00
ежедневно
Свяжитесь с нами:

Особенности взросления подростков. Взросление детей. Изобрести себя

Нейробиолог Сара-Джейн Блэкмор – о том, как меняется мозг человека в трудном возрасте. Краткий пересказ книги Сары-Джейн Блэкмор «Изобретая себя: тайны мозга подростков» (Inventing Ourselves: The Secret Life of the Teenage Brain. PublicAffairs, 2018). Автор Александра Киракасянц

Проблемы взросления подростка. Кратко обо всём

В 2001 году нейробиолог Сара-Джейн Блэкмор изучала анамнез больных шизофренией. Во всех историях болезни, которые она проверила, было общее обстоятельство – первые симптомы у пациентов проявились в 18–25 лет. Блэкмор задалась вопросом: что происходит в этом возрасте с мозгом?

В то время считалось, что развитие мозга идет в детстве, а в подростковом возрасте и позже значительных изменений нет. Поэтому информации о происходящих в этот период изменениях – даже у психически здоровых подростков – было немного. Теперь ситуация меняется. В своей книге Блэкмор описала не только свои открытия, но самые важные исследования по этой теме за последние годы. Сейчас она заслужила славу одного из самых влиятельных специалистов по подростковой неврологии в мире.

Особенности взросления подростков. Рефлексия

особенности взросления подростковВ подростковом возрасте меняется восприятие собственной личности: люди начинают ⁠сравнивать себя ⁠со сверстниками и думать, как они выглядят ⁠в глазах других людей. В 2013 году эту теорию подтвердило исследование нейробиолога ⁠Лии Соммервилль в Гарварде. Участников разного возраста подключили к аппарату ⁠МРТ, посадили перед камерой с красной лампочкой и предупредили: если она загорается, значит, на вас смотрит сверстник в другой комнате. Все участники испытывали смущение, когда думали, что их лицо видит наблюдатель, но подростки смущались гораздо сильнее, чем взрослые или дети. Кроме того, мысль о том, что их реакцию видят, вызывала у подростков повышенную активность в префронтальной коре, которая отвечает за социальные взаимодействия и осознание себя.

Еще один эксперимент, подтвердивший разницу в реакции подросткового и взрослого мозга, позже провела Блэкмор с коллегами. Они изучали, как различные намерения влияют на мозговую активность в зависимости от возраста. Например, если в кино им плохо видно, поменяют ли они место? Пока участники думали над своими действиями, их мозг также сканировали в аппарате МРТ.

Оказалось, что у подростков и взрослых задействованы разные отделы мозга: у людей младше 18 лет более активно, чем у взрослых, работала префронтальная кора. Блэкмур предполагает, что подростки вынуждены больше размышлять о себе и своих предполагаемых действиях из-за недостатка опыта, в то время как взрослые принимают подобные решения автоматически. Соответственно, подросткам приходится рефлексировать гораздо больше чем взрослым.

Особенности взросления подростков. Склонность к риску

В подростковом возрасте ярко проявляется склонность к риску. Это четко показывает статистика страховых компаний: у водителей 16–25 лет аварии происходят чаще, чем у тех, кто старше 26. При этом есть корреляция между наличием пассажира и количеством аварий. Если в машине, которой управляет человек младше 25, есть пассажир, вероятность аварии втрое выше чем у того, кто едет один. На водителей старше 26 лет наличие пассажира влияет противоположным образом.

Блэкмур предполагает, что подростки, находясь со сверстниками, начинают водить более рискованно, так как это одобряется в их социальной группе. При этом она считает, что опасное вождение объясняется исключительно социальными ожиданиями, а не тем, что подростки плохо осознают риск. Это подтверждает собственный эксперимент Блэкмур. Участникам показывали сценарии с разной степенью риска: например, человек переходит улицу на красный или едет на мотоцикле без шлема. Испытуемые должны были оценить риск по 10-балльной шкале, затем им рассказывали, как те же сценарии оценили две другие группы опрошенных: их сверстники и те, кто старше. После этого участники должны были снова оценить степень риска описанных ситуаций.

По результатам опроса ученые сделали два вывода. Во-первых, подростки и взрослые оценивают опасность почти одинаково, а иногда подростки даже переоценивают ее. Во-вторых, все возрастные группы оказались подвержены чужому влиянию – почти все из 660 участников, прислушавшись к мнению других людей, во второй раз меняли оценку. Но если дети и взрослые больше обращали внимание на мнение старших участников, то подростки – на мнение сверстников.

Риск, впрочем, не всегда плохая идея, считает Блэкмур: в разумных пределах он принесет новые впечатления и опыт. А вероятная неудача может быть для подростка гораздо менее страшной, чем отказ рисковать и возможность быть исключенным из социальной группы. Эксперименты на мышах показали, что особи, подвергшиеся изоляции в раннем возрасте, вырастают более тревожными и депрессивными, а также менее привлекательными для других мышей. На людях такие исследования, разумеется, не проводились, но, как предполагает Блэкмор, нестабильная социальная ситуация в подростковом возрасте (насилие или перемещение в детский дом) впоследствии негативно влияет на физическое и психическое здоровье.

Нейробиологическое объяснение склонности к риску

Впрочем, склонность к риску объясняется не только желанием быть включенным в группу. Курение, алкоголь, эксперименты с наркотиками – все это связано также с развитием двух отделов мозга: префронтальной коры и лимбической системы. Первая отвечает за самоконтроль – не позволяет действовать импульсивно и помогает сдерживаться, когда человек находится в опасной ситуации. А благодаря второй человек ощущает радостное возбуждение, когда речь заходит о риске. Согласно теории, которую выдвинул Лоуренс Стейнберг около 10 лет назад, лимбическая система заканчивает развиваться раньше, чем префронтальная кора. Это объясняет, почему подростки получают удовольствие от риска, и часто не могут сдержать себя.

Сканирование мозга подростков показало, что объем серого вещества в миндалевидном теле (одна из структур лимбической системы) растет с 8–10 и до 14 лет, за несколько лет увеличиваясь на 7%. В то же время объем серого вещества в префронтальной коре – наоборот, снижается на 17%. Это нормальные процессы, и они не означают, что мозг хуже справляется со своими функциями. Но в таком случае нужно сделать вывод, что лимбическая система в подростковом возрасте становится более чувствительной к рискам, а префронтальная кора – менее активной.

Однако не у всех подростков наблюдаются именно такие изменения, пишет Блэкмур. У некоторых участников эксперимента сначала взрослого состояния достигла префронтальная кора, а только после нее – лимбическая система. А у нескольких подростков лимбическая система вместе с префронтальной корой закончили развиваться одновременно. Поэтому нужно принимать во внимание индивидуальное развитие подростка.

Особенности взросления подростков. Креативность и обучение

Особенности взросления подростков, как и весь подростковый период несут с собой не только проблемы. В этом возрасте заметно возрастает креативность. Эвелин Крон из Лейденского университета исследовала мышление взрослых и подростков. В первом задании участников просили за 10 минут придумать и записать как можно больше необычных способов использования обычных вещей (например, кирпич можно использовать как пресс-папье). Во втором задании испытуемым показывали 9 диаграмм и просили сгруппировать их по 3 на основании разных признаков. В первом задании лучшие результаты показали взрослые, однако со вторым подростки справились гораздо лучше.

Кроме того, в подростковом периоде мозг все еще остается пластичным и открытым к обучению. А некоторые навыки в подростковом периоде тренируются даже лучше чем в детстве. Блэкмур с другими учеными провела эксперимент с участием 558 подростков. Им нужно было практиковаться в нескольких компьютерных играх в течение 20 дней.

Первая группа тренировалась находить связи между объектами. Участникам показывали 3 ряда, в которых было по 3 фигуры. Они различались формой, размером и цветом. Последняя ячейка пустовала – участник должен был самостоятельно подобрать недостающую фигуру. Вторая группа тренировала арифметические навыки. Участникам показывали две группы цветных точек, а они должны были быстро сказать, где точек больше. После тренировок ученые проверяли, насколько улучшились когнитивные способности участников.

Все участники, игравшие в первую игру, улучшили навыки. Но самые значительные улучшения показали подростки от 16 лет и взрослые. Также заметно улучшились навыки у подростков, которые учились сравнивать количество разноцветных точек.

Все проведенные эксперименты показывают, что развитие мозга не заканчивается в детстве, поэтому внимание нужно уделять не только раннему развитию детей. Подростки не менее восприимчивы к изменениям, новому опыту и обучению. Хотя способность учиться остается с нами на всю жизнь, но у подростков она очень сильна. Поэтому взрослым стоит прислушаться к подросткам, и учитывать, что они проходят через сложный и очень важный период жизни.

Наверх