Позвонить

+7 812 701 03 30


Закажите обратный звонок

Адреса центров:

пр. Сизова, 21 ул. Марата, 14

График работы:

с 9:00 до 21:00
ежедневно
Свяжитесь с нами:

АЛАЛИЯ – ЧТО ЭТО? РАЗГОВОР С ЛОГОПЕДОМ

Логопед, дефектолог и детский психолог ДИАНОВА ЭЛИНА ВАЛЕРИЕВНА почти 30 лет помогает детям с различными речевыми диагнозами, включая расстройства речи, связанные с органическим поражением центральной нервной системы (афазии, алалии, дизартрии), задержками речевого развития различного происхождения (в том числе при недоношенности, тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности), «безречевым детям», школьникам с проблемами (дисграфия, дислексия и дизорфография). Сегодня Элина Валерьевна кратко рассказала нам об алалии.

Алалия – это речевой диагноз, который может установить логопед и невролог, если Ваш ребенок не говорит. Другое название алалии — ОНР (общее недоразвитие речи).

Грубое недоразвитие или отсутствие речи происходит из-за органического поражения коркового речевого центра головного мозга. Замедление созревания нервных клеток в головном мозге приводит к инертности основных нервных процессов и снижению самостоятельных компенсаторных возможностей. Подобные нарушения возникают:

еще внутриутробно (гипоксия, инфицирование, токсикозы, травмы плода, болезни матери)

или

в первые три года жизни ребенка (недоношенность, асфиксия, скоротечные или затяжные роды, родовая травма, энцефалит, менингит, соматические заболевания, наследственность, частые ОРВИ и др.).

Помимо сказанного на отсутствие речи может повлиять педагогическая запущенность, дефицит речевых контактов, разлучение с матерью.

Родители детей с алалией могут наблюдать: нарушение всех речевых процессов, несформированность речевой функции, звукопроизношения, бедность словаря, аграмматизмы, выпадение слогов и др.

По статистике подобное нарушение речи встречается примерно у 1-2% детей дошкольного возраста, причем чаще у мальчиков, чем у девочек.

Алалии делятся на три группы:

  1. Моторная (не развивается собственная речь, понимание чужой остается сохранным);
  2. Сенсорная (ребенок слышит, но не понимает речь окружающих);
  3. Смешанная (с преобладанием нарушения импрессивной или экспрессивной речи, слух при этом сохранен).

При моторной алалии нарушения прослеживаются в двигательных проявлениях: раскоординированность, неловкость, недоразвитие мелкой моторики (не может застегнуть пуговицы, завязать шнурки, сложить мозаику и т.д.), нарушена память, внимание, эмоционально-волевая сфера. Дети могут быть гиперактивными или заторможенными, быстро утомляются. На фоне моторной алалии может появиться заикание. Словарный запас очень бедный, преобладают существительные в именительном падеже. Связная речь сильно деформирована.

При сенсорной алалии страдает восприятие чужой речи, понимание ее смысла. При этом слух сохранен. Собственная речевая активность повышена, но состоит из бессмысленных сочетаний звуков, отдельных слов и эхолалий (повторение чужих слов) и непонятна для окружающих. Критика к собственной речи у таких детей отсутствует, они широко используют жестикуляцию и мимику, иногда «читают с губ». Сенсорная алалия приводит к вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Очень страдает внимание, невозможность вовлечения в процесс обучения, нарушена память, дети быстро истощаются.

Чем серьезнее диагноз, тем раньше следует начинать работу с логопедом – только это даст эффективные результаты. Я советую всем родителям «не запускать» ситуацию и уже в 1,5 годовалом возрасте ребенка обратиться за первой (желаю, чтобы она оказалась и последней, ребенок развивался по возрасту, и дальнейшая помощь не требовалась) консультацией к специалисту.

 

Наверх