Позвонить

+7 812 701 03 30


Закажите обратный звонок

Адреса центров:

пр. Сизова, 21 ул. Марата, 14

График работы:

с 9:00 до 21:00
ежедневно
Свяжитесь с нами:

ЗАМКИ ИЗ ПЕСКА!

Песочная терапия, как элемент арт-терапии, в специализированном медицинском центре ЭВО.

Лето, море, песок и… Наши дети тут же начинают копать и строить, лепить куличики и рыть тоннели. И, незаметно для себя, мы уже оказываемся рядом с ними, начинают вырастать целые замки, появляются камешки, изображающие объекты, ракушки, символизирующие героев, украшения из цветов и так далее. Полет фантазии детей и взрослых безграничен — вдруг возникает целый удивительный мир, неповторимая наша собственная вселенная. Приятный на ощупь, теплый, податливый песок создает удивительные ощущения, когда рассыпается сквозь пальцы или приобретает нужную форму по нашему велению.

Почему же это занятие так захватывает? Почему детям всегда оборудуют песочницы? Почему взрослые с детским азартом и воодушевлением «копаются в песочнице»? И почему одновременно с заинтересованностью творчеством приходит успокоение, освобождение от суетных переживаний, достигается равновесие? Давайте разбираться!

Что есть «Sand-Play»?

«Песочная игра дает возможность выразить то, что трудно объяснить словами, коснуться таких слоев своей души, к которым нельзя обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от обыденного мышления».

Песочная терапия – это не просто развлечение, а психотерапевтическая методика, основанная на понимании личности человека с точки зрения глубинной психологии, метод невербальной творческой коммуникации, реализуемой в пространстве терапии. Для ребёнка — это привлекательная и уникальная возможность общения, когда можно свободно выражать свои чувства и мысли, не прибегая к помощи слов. Теоретическая основа песочной терапии для работы с детьми была заложена еще Карлом Юнгом, который ценил не только рациональный способ мышления, но и иррациональный, символический. Юнг утверждал, что использование символов отражает стремление психики к развитию, а в случае психологической травмы — к самоисцелению.

Если мы возьмем лишь два высказывания Юнга: «Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний мир соединяются вместе» и «Нередко руки сами знают, как решить головоломку, которую напрасно пытался решить интеллект», то мы получим выражение:

фантазия + работа руками = терапевтический эффект для нашей психики.

По большому счету можно смело выходить в прибрежную зону или на любую детскую площадку и начинать расслабляться, играя в песочек. Так это увлекательная игра или серьёзное терапевтическое направление?

Что происходит на терапевтическом «песочном» сеансе?

Песочная терапия — это уникальная возможность познать свой внутренний мир при помощи пространства Юнгианской песочницы, в котором с помощью различных по размеру и назначению предметов и того чувства свободы и защищенности, которое возникает в отношениях с терапевтом, возникает проекция своего внутреннего, бессознательного мира. По мнению основателя аналитической психологии: «Игра в песок» — высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Нередко человек не может найти слова для описания своих переживаний, эмоций и чувств не осознает причин происходящего с ним, особенно это касается ребенка. Песочная терапия даёт возможность представить в образах то, что происходит во внутреннем или внешнем мире, создать из песка миниатюрный макет собственного мира. Создание песочных композиций стимулирует фантазию, позволяя понять свои собственные внутренние процессы, которые рассматриваются в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок (например, людей, животных, зданий, символов и проч.). Осознание и найденное объяснение своим переживаниям, ответы на вопросы «почему я так думаю?» и «почему я так чувствую?» позволяют успокоиться, обрести чувство определенности и уверенности.

Песочная терапия — это невербальная форма психотерапии. Пересыпание песка, изготовление отпечатков и картин с использованием предметов — формы песочной терапии. Фигурки могут символизировать как субличности человека, создающего песочные образы, так и реальных людей, с которыми он связан. Выстраивая героев своего «песочного мира», человек строит новые взаимоотношения с самим собой. Такой подход используется в гештальт-терапии и психосинтезе.

Проявление творческих способностей взрослого и ребенка включают реакцию внутреннего напряжения на бессознательно-символическом уровне. Песок ассоциируют с бессознательным, из которого человек сам извлекает предметы, освобождаясь тем самым от подавляемых конфликтов. «Все, что находится в бессознательном, стремится проявиться вовне, и личность также в своем развитии стремится перейти из бессознательного состояния к целостному переживанию самой себя», — пишет К. Г. Юнг. Создавая песчаные ландшафты, человек может осмыслить содержание бессознательного.

Разыграв «в песочнице» конкретную жизненную ситуацию — можно изменить своё отношение к ней, а также найти правильное решение, выход. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс. Получается, что в песочнице можно осуществить «репетицию» жизненной ситуации, корректировать и видоизменять ее, преобразовать, а затем уже перенести этот опыт в реальную жизнь.

Таким образом, сеанс терапии «в песочнице» позволяет:

  • выразить переживания, которые вы не могли сформулировать;
  • открыть ваши внутренние резервы для преодоления трудностей;
  • пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов;
  • избавиться от тревоги и устранить искажающие поведение эмоции.

Для ребёнка песочная терапия особенно хороша как коррекционно-развивающая и образовательная работа, поскольку это упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния. Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а окунувшись в песок, это становится возможным! Во время игр с песком ребенок также получает:

  • дополнительный импульс для развития словарного запаса, совершенствования звукопроизношения и связной речи;
  • развитие тактильной чувствительности и моторики;
  • совершенствует зрительно-пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • развитие навыков общения и сюжетно-ролевой игры;
  • устранение негативных эмоций и агрессии.

Нужно ли это моему ребенку?

Ребенок выражает в песке то, что возникает спонтанно. Все, происходящее в песочнице – его свободный выбор. Терапевт сопровождает процесс «творения Мира», анализирует и комментирует, задаёт вопросы. Песочница может стать небольшой «жизненной лабораторией», в которой есть свои ограничения и свободы, а также личная ответственность создателя. Перемены в отношении к самому себе не всегда сразу заметны, но они имеют качественное измерение, а значит, останутся и будут влиять на всю будущую жизнь пока еще маленького человечка.

Занятия показаны для импульсивных, тревожных, гиперактивных детей. Песочная терапия полезна детям с речевыми проблемами (алалия, аутизм, ЗПР), а также испытывающими трудности в общении со сверстниками или взрослыми, со взрослыми или с другими детьми, либо имеющим скрытые психологические проблемы, мешающие гармоничному развитию, а также выраженные задержки в развитии.

Все детали о том, как проходит сеанс песочной терапии – уточняйте у наших администраторов.

Наверх