Позвонить

+7 812 701 03 30


Закажите обратный звонок

График работы:

с 9:00 до 21:00
ежедневно
Свяжитесь с нами:

РОЛЬ МАМЫ, КОГДА РЕБЕНОК БОЛЕЕТ.

Психологи о роли матерей в период реабилитации ребенка после операции или болезни. Гиперопека и ее последствия.

На пресс-конференции «Россия сегодня» (февраль, 2018) представители российского психологического экспертного сообщества сделали ряд заявлений о комплексной реабилитации детей с тяжелыми формами сердечно-сосудистых заболеваний, включая психологическую поддержку самого ребенка, его родителей, а также о том, какую правильную роль (как бы грубо это не звучало) должна играть мама, чтобы максимально помочь восстановлению своего ребенка. Безусловно ребенок после серьезных операций и с тяжелыми заболеваниями – это отдельная тема. Но ключевые мысли профессиональных психологов и психотерапевтов с определенными оговорками можно отнести к любой семье, в которой заболел малыш, даже если речь идет о простом ОРВИ. Очень важно не оставить ребенка без должного внимания, искренней заботы и душевной поддержки, но при этом не перейти грань, чтобы опека не стала избыточной и не вела к изоляции ребенка.

  • Профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ имени М.В. Ломоносова Мария Ковязина заявила, что восстановление психики матери и всех членов семьи должно стать главным критерием в психологической реабилитации ребенка после операции на сердце. Эксперт подчеркнула, что дети с сердечнососудистыми заболеваниями (особенно младше до 3 лет) нуждаются в комплексной реабилитации, включая психологическую поддержку, направленную на снижение тревоги от пережитого и социальную адаптацию. Психолог никогда не сможет заменить для ребенка его маму (это главное утверждение всех профессионалов нашей компетенции), однако психолог может помочь матери восполнить свой собственный психологический ресурс, а дальше уже мама будет иметь достаточные силы для чуткости и эмоциональной отзывчивой для малыша. Ребенок после операции и в период болезни имеет максимальную потребность в материнском сердечном участии. Однако, если обратиться к статистике, то как минимум половина российских матерей, у которых дети перенесли какие-либо операции, имеют повышенную тревожность, депрессивную симптоматику и страхи из-за перенесенного ребенком заболевания. При этом ключевым моментом в формировании послеоперационного периода ребенка является то, чтобы не допустить его изоляции и чрезмерной опеки.
  • Психолог научного Центра сердечнососудистой хирургии им. А. Н. Бакулева РАМН Мария Киселева полагает, что у подростков и у детей младшего возраста прослеживается взаимосвязь в отношении к операции «до» и «после» ее проведения, поэтому родителям особенно важно прислушаться к своему ребенку. «Тип отношения к предстоящему хирургическому лечению взаимосвязан с эмоциональным состоянием пациента в предоперационный период и связан с течением послеоперационного периода».
  • Заведующий Кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Тхостов утверждает, что чрезмерная родительская опека – максимально затрудняет не только социальную адаптацию ребенка после операции или болезни, но и затрудняет восстановление. «Сейчас все родители ненормальные: они все тревожные, все беспокоятся, все хотят изолировать ребенка от всех опасностей и не дают ему развиваться». Современным родителям психологи могут дать совет: если Вы все время будете оберегать ребенка от всего возможного, то он никогда и ничего не сможет делать сам, дальше Вы начнете чувствовать себя уже обязанным сделать для ребенка еще больше, и вот такими «благими» побуждениями нередко придете к самому негативному.

Роль матери в послеоперационной адаптации ребенка, а также в период восстановительного лечения по данным многих исследований – на сегодня оценена не в полной степени. На чрезвычайную важность такой связи указывают многочисленные данные специальной литературы, значение ее подчеркивается повсеместно. Считается, что мать может оказать поддержку ребенку, но не указывается, какую именно и какова роль этой поддержки. Поведение матери чаще всего зависит от психотипа ее личности, а вот управляющих методических документов, стандартов и методик для врачей, по которым возможно будет «работать» с членами семьи больного ребенка – пока не хватает. Хорошая новость в том, что стандарты обеспечения психологического благополучия детей и взаимодействия с их родителями – сейчас дорабатываются.

Заболевание ребенка – это недуг для среды, в которой он живет: для родителей и для всей семьи. Более того — это большая беда для его близких. Этот факт важно учитывать врачу при сборе анамнеза и выяснении сути произошедшего с ребенком. Поведение родителей во время болезни ребенка зависит от их отношения к своим детям, от их опыта, приобретенного в ходе болезни других детей, предыдущих заболеваний данного малыша, болезней прочих родственников. Наиболее частой реакцией является беспокойство, озабоченность, страх родителей за своего ребенка. То, что родители берегут детей как зеницу ока и дрожат за них – вполне естественно. Но это становится проблемой в том случае, когда страхи за ребенка преувеличены, если родители придают заболеванию необоснованно большое значение, ложно освещая факты. Положение может усложниться и усиленным лекарственным лечением ребенка. Другая крайность – некоторые родители попросту не обращают внимания на заболевание ребенка, легкомысленно подходят к его состоянию, игнорируют симптомы. Причиной такого поведения может быть и реакция отрицания на заболевание ребенка, когда об этом заболевании не хотят знать, не хотят принять его к сведению. Легкомыслие, а нередко и безответственность, могут проявляться и в абсолютном невнимании к советам и рекомендациям врача.

Читайте также статью психоаналитика специализированного медицинского центра ЭВО Диановой Элины Валериевны «Как уничтожить своего ребенка».

Источник: РИА Новости, Психологи рассказали о роли матерей в реабилитации детей после операций

«Медицинская психология», И.Харди, Ребенок, болезнь и больница

Наверх