Позвонить

+7 812 701 03 30


Закажите обратный звонок

Адреса центров:

пр. Сизова, 21 ул. Марата, 14

График работы:

с 9:00 до 21:00
ежедневно
Свяжитесь с нами:

РЕБЕНОК ПЕРЕД ЭКРАНОМ.

Посмотрим на ситуацию через нейробиологическую линзу!

Впервые доказан вред длительного нахождения возле монитора или экрана телевизора для дошкольников.

Длительное нахождение возле экрана связано с замедлением развития головного мозга дошкольников и нарушает целостность мозговой информации.

За десять лет резко увеличилось время, которое дети дошкольного возраста, включая младенцев, проводят у экранов. Пожалуй, в каждой семье происходит именно так. Если ребенка и не «сажают» специально для просмотра, чтобы занять, то и не прикладывают усилий, чтобы «вытащить за уши» из-за компьютера, планшета или телевизора и переключить на другое занятие. Исключение составляют единицы особо фанатичных родителей (что тоже не есть правильно).

Можно сказать, что всего за одно поколение, благодаря так называемому обширному «неконтролируемому эксперименту», пейзаж детства оцифровывался, влияя на то, как дети играют, учатся и формируют отношения. В дополнение к традиционным СМИ быстрое развитие портативных электронных устройств и носителей, доступность их покупки — создали беспрецедентный доступ к информации для детей раннего возраста, начиная с младенчества.

Технологические прорывы и потрясения 21 века в значительной степени опередили способность ученых охарактеризовать их влияние на детей. Это, в свою очередь стало камнем преткновения для беспокойства и искрой в пламени противоречий между родителями, педагогами и врачами.

В первых числах ноября 2019 года Журнал JAMA Pediatrics представил материал Американского Педиатрического Исследовательского Консорциума Нейровизуализации о том, что время, которое малыши от 0 до 6 лет проводят у экрана — непосредственно влияет на развитие их мозга в этот самый чувствительный период жизни. Это исследование является первым в своем роде, описывающим структурные нейробиологические корреляты использования средств массовой информации на основе скрининга мозга детей дошкольного возраста.

В ходе нового исследования в период 2017-2018 г.г. ученые Cincinnati Children’s Hospital (США) и Educational Neuroimaging Center (Израиль) под эгидой Американской Академии Педиатрии сканировали мозг детей 3-5 лет. Они выявили, что у тех, кто проводил у экрана свыше рекомендованного 1 часа в день без вмешательства родителей, были более низкие показатели развития белого вещества мозга. Именно белое вещество является ключевым для развития речи, грамотности и когнитивных навыков. Более низкие показатели микроструктурной организации и миелинизации участков белого вещества мозга влечет когнитивно-поведенческие риски.

«Это первое исследование, демонстрирующее связь между большим количеством времени, которое дети проводят у экрана, и меньшим уровнем развития структуры мозга и навыков у дошкольников. В первые пять лет жизни мозг очень пластичен, он «впитывает» все, формируя прочные связи на всю жизнь», — говорит ведущий автор исследования врач педиатр John S. Hutton. В своем интервью он особенно подчеркивает, что «не менее 90% детей уже в возрасте одного года проводят время у экрана».

Новое исследование инструментально показало, что:

  • Чрезмерно длительный просмотр телевизора связан с неспособностью детей концентрировать внимание и ясно мыслить.
  • Наряду с этим учащаются вредные привычки в еде, нарушения пищевого поведения и поведенческие проблемы.
  • Также были выявлены связи между чрезмерным количеством времени у экрана и задержкой речевом развитии, ухудшением сна.
  • Стоит добавить, что дети, которые много времени проводят у экрана, в основном растут без должного взаимодействия с родителями. По мнению авторов исследования, «там, где ребенок проводит у телевизора по 5 часов в день, родители обычно сидят у телевизора по 10 часов, а значит, у них остается мало времени на ребенка».
  • Особое беспокойство у ученых вызывает использование современных портативных устройств, которые часто кладут в кроватку ребенка.

В исследовании использовался специальный тип магнитно-резонансной томографии — диффузно-тензорная визуализация, который позволяет качественно рассмотреть белое вещество, отвечающее за формирование связей между различными частями мозга. Ученые изучали 47 здоровых детей со здоровым мозгом без патологии (27 девочек и 20 мальчиков). Все малыши еще не начали посещать детский сад или школу, не умели читать самостоятельно. Перед МРТ дети проходили когнитивные тесты, а их родители — заполняли анкеты по распорядку дня ребенка и времени, которое ребенок проводит у экрана.

Результаты показали, что в среднем дети проводили у экрана чуть более 2 часов в день. У детей, проводивших у экрана более часа без взаимодействия с родителями, было больше дезорганизованного и менее развитого белого вещества по всему мозгу. Результаты визуализации мозга согласуются и с результатами поведенческого и когнитивного тестирования.

Ученые отмечают, что речь идет не о каком-либо повреждении белого вещества головного мозга, а о его недоразвитости вследствие того, что ребенок пассивен, проводя время у экрана, что влияет и на развитие мозга. Авторы подчеркивают, что для развития когнитивных способностей в первые годы жизни крайне важно активное социальное взаимодействие.

О том, что бывает, если спать с не выключенным телевизором, читайте в материале «Ящик – зло» на сайте Специализированного медицинского центра ЭВО.

Источник: JAMA / Associations Between Screen-Based Media Use and Brain White Matter Integrity in Preschool-Aged Children

CNN / MRIs show screen time linked to lower brain development in preschoolers

Наверх