Позвонить

+7 812 701 03 30


Закажите обратный звонок

Адреса центров:

пр. Сизова, 21 ул. Марата, 14

График работы:

с 9:00 до 21:00
ежедневно
Свяжитесь с нами:

Писать или не писать – вот в чем вопрос…

Стоит ли писать от руки и учить этому детей?

Когда Вы последний раз писали от руки? Ну, за исключением момента эффектного росчерка пера при постановке утверждающей подписи (хотя биометрическая подпись постепенно занимает лидирующие позиции) или кратких заметок для мужа/жены с магнитом на холодильник: «Не верь коту – он ел в 18-00!». Соц опросы во всех странах мирах показывают, что среднестатистический взрослый гражданин записывает что-либо в ручную не чаще 1 раза в 2 месяца, а 30% опрошенных с трудом могут вспомнить приходилось ли им это делать последние пол года– год. И если гаджеты начала XXI превращали рукопись в анахронизм, то сегодня постепенно мы перестаем даже печатать, все больше переходя на голосовое или жестовое общение с нашими смартфонами.

Примечательно, что американские (за исключением нескольких штатов) и финские образовательные учреждения с 2010 года исключили из своих стандартов требования к скорописи, признав необходимыми только навыки машинописи и письма печатными буквами. Дискуссии на тему целесообразности полного отказа от рукописных текстов, как говорят у нас «письменными буквами», активно обсуждаются на разных площадках интернета. Главными аргументами защиты при этом выдвигаются — необходимость сохранить для человечества возможность контакта с наследием предков, а также способность зафиксировать свои мысли на бумаге после апокалипса или всеобщего блэкаута. Эти аргументы тонут в общем стремлении современных людей упростить и ускорить свою жизнь.

Со своей стороны, мы хотим привести ряд немаловажных доводов в защиту скорописи и ее необходимости для Ваших детей и внуков.

Психологи и неврологи клиники ЭВО в один голос утверждают, что письмо от руки улучшает когнитивные навыки личности детей и взрослых, то есть высшие психические функции мозга, начиная с мышления и пространственной ориентации, и заканчивая речью и способностью к обучению, которые в целом и делают человека человеком.

Из нашей беседы мы выделили 7 пунктов «ЗА» ввод текста «от руки»:

  • Скоропись развивает автоматизм, ребенок обучается не только простому механическому разовому нажиму на клавишу для выбора нужной буквы, а задействует свой мозг на целый комплекс процессов: давление на карандаш, наклон ручки, поддержание ровности линии, соизмерение габаритов символов и тд.
  • Практические эксперименты с детьми и взрослыми на базе незнакомых им языков показывают, что письмо от руки улучшает способность и скорость распознавания символов.
  • Процесс ручной записи оставляет более глубокий отпечаток в сенсомоторной зоне коры мозга, чем печать на компьютере, другими словами включается «механическая память», что позволяет лучше запоминать не только факты, но и усваивать идею изложенного, а также сохранять приобретенные знания на более длительный срок.
  • Ручное письмо включает специфичные механизмы 12 зон левого полушария мозга, характерных не только для письма, но также отвечающих за моторику и понимание речи. При этом исследования показывают, что в письме задействуются и зоны мозга, отвечающие за чтение, в отличие от аналогичных исследований при печати на клавиатуре.
  • Письмо незаменимо для тренировки и развития мелкой моторики ребенка. Тонкие движения пальцев, в свою очередь, оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию, не говоря уже о невозможности юного организма существовать без применения точных, скоординированных движений кистей и пальцев. По взрослым людям неврологи утверждают, что регулярно задействованные моторные навыки оказывают благотворное влияние на нервную систему.
  • Ручное написание текстов ребенком экспериментально показывает более широкий круг идей, лучше раскрывает кругозор рассказчика, а также его лексикон, что в целом помогает ему мыслить. В разрезе взрослых людей данный аспект выражен стимуляцией креативности личности, исключает шаблонность и сленговость фраз. Именно поэтому многие современные авторы, сценаристы и люди других творческих профессий всегда предпочитают писать текст от руки и только потом отдавать в набор.
  • Письмо дает дополнительный релаксирующий эффект и применяется в качестве графотерапии, а также высокоэффективно для тренировки мозга пожилых людей.

А вот в споре о необходимости и целесообразности определенных стилей письма (связная письменная вязь VS печатный/чертежный шрифт) медики и ученые не приходят к единому знаменателю и не могут выделить особых факторов их влияния на развитие ребенка или поддержание дееспособности взрослого. Эксперименты в свою очередь также показывают разные результаты и сильно варьируются, исходя из индивидуальной манеры письма и особенностей личности участника эксперимента.

Итак, прогресс — дело полезное, однако одновременно и опасное, в погоне за которым мы рискуем растерять не только ключевые навыки, но и погрязнуть в рутине.

Наверх